Admin Admin
Сообщения : 21 Дата регистрации : 2013-09-25
| Тема: Часть С.Текст и ответы. Пт Окт 11, 2013 9:11 am | |
| Часть С.Прочитайте текс и выполните задания. ------------------------------------------------------------------------------------ Текст 1 Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные эле-менты которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество можно опреде-лить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей друг с другом и природой… Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все про-шлые и будущие поколения, то есть все человечество в его истории и перспективе. Объ-единение людей в целостную систему происходит и производится независимо от воли ее членов… Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. общество со-здает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми… Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и так далее. Люди постоянно осуществляют процесс общественного производства своей жизни: производство материальных благ, производство людей как общественных существ, производство соответствующего типа отношений между людьми, самой формы общения и производство идей. В обществе самым замысловатым образом переплетаются хозяйственные, экономические, государственные, семейные отношения, а также целый ряд явлений идеологического порядка… Именно общество являет собой основное условие более или менее нормального бы-тия и развития людей… А.Г.Спиркин
С1. Найдите в тексте и подчеркните два предложения, в которых автор перечисляет ос-новные элементы общества. С2. Ученые называют общество динамичной системой. Найдите в тексте три других слова, которыми автор характеризует общество как систему. С3. Автор считает, что «более или менее нормальное бытие и развитие людей» воз-можно только в обществе. Подтвердите его мнение тремя аргументами. С4. Опираясь на содержание текста и знания, приведите три доказательства того, что в основе общества «конечном счете лежит человеческий труд».
Ответы к тексту 1. Содержание верного ответа Балл 1 Максимальный балл за полный ответ 2 «люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность раз-личных институтов, утонченная сфера духа» «производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, соци-альные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и так далее» Приведены две позиции при отсутствии неверных. 2 Приведена одна позиция. 1 Ответ неправильный. 0 2 Максимальный балл за полный ответ 2 Живая система, целостная система, саморазвивающаяся система. Приведены три характеристики. 2 Приведены две характеристики. 1 Приведена одна характеристика или ответ неправильный. 0 3 Максимальный балл за полный ответ 3 1) только в отношениях с другими людьми человек может раскрыть и развить свои каче-ства (социально значимые), отличающие его от животного, 2) общество выполняет различные функции, обеспечивающие физическое выживание и относительно комфортное существование человека, 3) только в обществе удовлетворяются социальные и духовные потребности человека. Приведены три имеющих основание аргумента. 3 Приведены два имеющих основание аргумента. 2 Приведен один имеющий основание аргумент. 1 Ответ неправильный. 0 4 Максимальный балл за полный ответ 3 В процессе труда: 1) согласно теории эволюции, предки человека приобретали развивали свои человеческие качества, 2) реализуются многие социальные и престижные потребности человека, 3) удовлетворяются материальные потребности общества, 4) формируется определенная социальная организация, 5) формируются духовные институты. Даны три имеющие основания объяснения. 3 Даны два имеющие основания объяснения. 2 Дано одно имеющее основание объяснение. 1 Ответ неправильный. 0
Текст 2
Человек может стать человеком только путем воспитания. Он – то, что делает из него воспитание. Следует заметить, что человек может быть воспитан только человеком – людьми, точно так же получившими воспитание. В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы… В человечестве заключено много задатков, и наша задача – развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самых зародышей, делая так, чтобы чело-век достигал своего назначения. Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями. Каждое поколение, обладая знаниями предыдущего, может путем воспитания развивать все природные способности человека. Так приблизительно мог бы воззвать Творец к человеку: «Я наделил тебя склонно-стью к добру. Твое дело развить ее. И, таким образом, твое собственное счастье и несча-стье зависит от тебя самого». Человек должен развивать свои способности к добру. Самому себя совершенство-вать, самому себя образовывать и, в случае склонности к злу, развивать в себе нравствен-ные качества – вот в чем обязанности человека. Доброе воспитание как раз есть то, из чего возникает все добро на свете. И.Кант. О педагогике
С1. Как понимает Кант главную задачу воспитания? Приведите два объяснения с опо-рой на текст. С2. Как понимает Кант главную задачу самовоспитания? Раскройте ее. Приведите два объяснения с опорой на текст. С3. Почему Кант называет воспитание искусством? Исходя из собственного жизненного опыта и знаний, приведите примеры (не менее двух), доказывающие, что человек может стать человеком только путем воспитания. С4. Объясните, как соотносятся между собой понятия «социализация» и «воспитание». Какое из них шире?
Ответы к тексту 2. Содержание верного ответа Балл 1 Максимальный балл за полный ответ 2 Главная задача воспитания – «развивать природные способности и раскрывать свойства человека»; «усовершенствовать человеческую природу». Указана задача, приведены два объяснения. 2 Указана задача, приведено одно объяснение. 1 Ответ неправильный. 0 2 Максимальный балл за полный ответ 2 Главная задача самовоспитания – «развивать свои способности к добру»; «самому себя совершенствовать, образовывать»; «развивать в себе нравственные качества». Указана задача, приведены два объяснения. 2 Указана задача, приведено одно объяснение. 1 Ответ неправильный. 0 3 Максимальный балл за полный ответ 3 Кант называет воспитание искусством, так как оно призвано развивать человека и его природные способности. Только воспитание (передача традиций и ценностей поколений) преобразует индивида в человека, формирует его мировоззрение. Если индивида не воспитывать, он не сможет стать полноценным членом общества, как «дети-маугли». 3 Отсутствует какой-либо элемент ответа. 2 Отсутствуют два элемента ответа. 1 Ответ неправильный. 0 4 Максимальный балл за полный ответ 3 На мой взгляд, понятие «социализация» шире, чем понятие «воспитание». Понятие социализация включает процесс усвоения образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей как в результате воспитания (усвоения опыта предшествующих поколений), так и в результате самовоспитания. Понятие воспитания включает в себя целенаправленное воздействие общества на индивида. 3 Отсутствует какой-либо элемент ответа. 2 Отсутствуют два элемента ответа. 1 Ответ неправильный. 0
Текст 3. «Человек - не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе его развития. В любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может стать и чем он, возможно, еще и станет. Человеку нельзя дать такое определение, как столу или часам, и все же определение иной сущности нельзя считать полностью невозможным. Для определения человека можно выбрать другие крите¬рии, например два рода стра-стей и влечений. Первый род вле¬чений, биологического происхождения, распространяется в равной мере на всех людей. Сюда относится потребность выжи¬вания, потребность в безопасности, в какой-то форме социаль¬ной защищенности. Но человек - это такое существо, у кото¬рого инстинктивное поведение играет минимальную роль. Страсти другого рода имеют не биологические корни, и поэто¬му они у всех людей разные. К ним относятся любовь, радость, солидарность, зависть, ненависть, ревность, соперничество, стяжательство и т.д. Самой ужасной из всех человеческих страстей я считаю стремление более сильного использовать другого человека как средство достижения своих эгоистических целей. Это не что иное, как утонченная форма каннибализма». «Задаваясь вопросом, можно ли говорить о сущности чело¬века, сразу сталкиваешься с двумя противоположными точка¬ми зрения. Одна гласит, что никакой сущности че-ловека вооб¬ще нет, человек есть не что иное, как продукт формирующих его культурных условий. С другой стороны, существует мнение, представленное Фрейдом и многими другими учеными, согласно которому природа человека существует. Человек впервые является жизнью, которая осознает самого себя. Человек - пленник природы, но, несмотря на это, свободен в своем мышлении, он часть природы и все же, так сказать, ее причуда, он не находится ни здесь, ни там. Человек является одновременно телом и душой, ангелом и зверем, он принадлежит к двум конфликтующим между собой мирам». Э. Фромм
С1. Опираясь на тексты, приведите две цитаты, в которых даны определения понятия «человек». С2. Назовите потребности человека, которые, по мнению ав¬тора, имеют биологическое происхождение. С3. Самостоятельно сформулируйте общую мысль о сущнос¬ти человека, присутствую-щую в приведенных фрагментах текстов. Свой вывод подкрепите двумя цитатами. С4. С опорой на тексты и обществоведческие знания назовите три важнейшие способно-сти, присущие человеку.
Ответы к тексту 3. Содержание верного ответа Балл 1 Максимальный балл за полный ответ 2 1) человек - живое существо, которое можно понять только в длительном процессе его развития; 2) человек - существо, у которого инстинктивное поведение играет минимальную роль; 3) человек есть не что иное, как продукт формирующих его культурных условий; 4) человек является жизнью, которая осознает самое себя. Правильно названы 2 цитаты из четырех. 2 Правильно приведена 1 цитата. 1 Ответ неправильный. 0 2 Максимальный балл за полный ответ 2 Автором отнесены к потребностям биологического проис¬хождения: 1) потребность выживания, 2) потребность в безопас¬ности, 3) потребность в социальной защищенности. Правильно названы 2 или 3 потребности. 2 Правильно названа 1 потребность. 1 Ответ неправильный. 0 3 Максимальный балл за полный ответ 3 Сущность человека носит двойственный характер (человек только от¬части зависит от природы, но в основном является свободным, и поэтому сущность человека двойственна; понять эту сущ¬ность можно только в процессе развития человека). 1) «Человек - пленник природы»; 2) «Человек - это такое существо, у которого ин¬стинктивное поведение играет минимальную роль». 3 Правильно дан первый элемент ответа и приведена одна цитата. 2 Правильно дан первый элемент ответа, а цитаты не приведены. 1 Ответ неправильный. 0 4 Максимальный балл за полный ответ 3 Человеку присущи такие важнейшие способности, как: 1) способность че-ловека к осмысливанию, осознанию поведения и окружающей действитель-ности; 2) способность к саморазвитию; 3) способность контролировать свое поведение. 3 Правильно указаны 2 способнос¬ти. 2 Правильно указана 1 способнос¬ть. 1 Ответ неправильный. 0
Текст 4.
«Какое огромное наслаждение познания скрывается в книгах! Как легко и откровен-но доверяем мы книге тайну своего невежества! Книги - учителя, наставляющие без розог и линейки, без брани и гнева, без уплаты жалованья ил турой или наличными. Пойдешь к ним - они не дремлют, спросишь у них о чем-нибудь - они не убегают, ошибешься - они не насмехаются. Вот почему сокровищница мудрости дороже любых сокровищ. И тот, кто считает себя приверженцем истины, счастья или даже веры, неизбежно должен быть приверженцем книг». (Ричард де Бери, XV век)
«У меня есть друзья, чье общество мне необычайно дорого: они принадлежат к раз-ным векам и разным странам. Нет ничего проще для меня, чем встретиться с ними, ибо они всегда и нашим услугам - я могу призвать их к себе и отправить прочь, когда только пожелаю. Одни повествуют мне о делах минувших, другие открывают мне тайны приро-ды. Одни учат меня как надо жить, другие - тому, как надо умирать. Одни занимательно-стью своею гонят тоску и оживляют мои силы; другие укрепляют мой разум, советуют мне, как обузды¬вать страсти и надеяться только на себя самого. Словом, они отпирают передо мною замки ко всем наукам и ко всем искус¬ствам и благодаря их заботам я готов к любой случайности». (Ф. Петрарка, XIV век)
С1. Назовите все виды книг, которые можно выделить, прочитав фрагмент текста В.Петрарки. С2. Какие общие мысли содержатся в высказываниях Франческо Петрарки и Ричарда де Бери о книгах? Желательно сформулировать не менее двух утверждений. С3. Какие преимущества самообразования с помощью книг прославляют Ф.Петрарка и Ричард де Бери? Желательно указать не менее трех аргументов авторов текстов. С4. Вы – человек XXI века. Добавьте новые аргу¬менты к «гимну книге», сочиненному в XIV – XV веках, или докажите, почему оценка роли книги в об¬разовании и самооб-разовании, данная мыслителями XIV и XV веков, устарела. Желательно привести не менее трех аргументов или доказательст¬в.
Ответы к тексту 4. Содержание верного ответа Балл 1 Максимальный балл за полный ответ 2 1) книги о делах минувших, 2) книги о тайнах природы, 3) книги, которые гонят тоску и оживляют душевные силы, 4) книги, которые укрепляют разум, учат обуздывать страсти, надеяться на себя. Правильно названы 3 или более видов книг. 2 Правильно приведено 1-2 вида книг. 1 Ответ неправильный. 0 2 Максимальный балл за полный ответ 2 1) отношение к книгам, как к живым людям – к лучшим друзьям, учителям, наставникам, советникам из разных эпох и стран; 2) легкость, доступность, простота, наслаждение от общения с книгами; 3) мысль о том, что книги удовлетворяют познавательные потребности человека. Правильно сформулировано не менее 2 утверждений. 2 Правильно сформулировано 1 утверждение. 1 Ответ неправильный. 0 3 Максимальный балл за полный ответ 3 1) перед книгами не стыдно за собственное невежество; 2) бесплатность самообразования; 3) доступность знаний, возможность обратиться в любой момент за советом. Присутствуют три правильных аргумента. 3 Правильно приведено 2 аргумента. 2 Правильно приведен 1 аргумент. 1 Ответ неправильный. 0 4 Максимальный балл за полный ответ 3 1) указание на особенности современного этапа исторического развития как информационной эры, эры компьютеров и Интернета; 2) утверждение, что повышается престижность образования, социальная востребованность образования и самообразования; 3) образование по-прежнему во многом базируется на учебной и справочной литературе. Присутствуют 3 правильных аргумента. 3 Правильно приведено 2 аргумента. 2 Правильно приведен 1 аргумент. 1 Ответ неправильный. 0
Текст 5.
Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы меж-ду средством и целью. <...> машина не цель. Самолет – не цель, он всего лишь орудие. Та-кое же ору¬дие, как и плуг. <...> Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу – прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтя¬ные скважины. И как-то забыли, что все это для того и созда¬валось, чтобы служить людям. <...> Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека – создателя машин, все его расчеты, все бессонные но-чи над чер¬тежами только и проявляются во внешней простоте; словно ну¬жен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели, наконец, первозданную чистоту и плавность ли-ний <...>. Кажется, будто работа инженеров, чертежников, кон¬структоров к тому и сво-дится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным – уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развив¬шееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единст¬во, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, со-вершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития – это уже почти не машина. Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина – пользуясь ею, постепенно о ней забываешь. (А. де Сент-Экзюпери) _______________________________________________________________________ С1. Найдите в тексте и выпишите любые три примера пре¬образовательной деятельности человека. С2. Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека. С3. Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин назвать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определе-ние творческой де¬ятельности. С4. Что является конечной целью преобразовательной де¬ятельности человека по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.
Ответы к тексту 5. Содержание верного ответа Балл 1 Максимальный балл за полный ответ 2 Создание: орудий, машин, механизмов, железных дорог, заводов, нефтяных скважин. Выписаны 3 примера. 2 Выписано 2 примера. 1 Выписан 1 пример, или ответ неправильный. 0 2 Максимальный балл за полный ответ 2 Такие черты деятельности, как целесообразность, практическая полезность, наличие ре-зультата, сознательный характер деятельности, продуктивный характер деятельности, преобразующий характер деятельности, общественный характер деятельности. Указаны и проиллюстрированы с помощью фрагментов текста две черты. 2 Указаны одна – две черты, одна из которых проиллюстрирована с помощью текста. 1 Указаны, но не проиллюстрированы с помощью фрагментов текста, или приведены цитаты без объяснения, или ответ неправильный. 0 3 Максимальный балл за полный ответ 3 Утвердительный ответ. Аргумент: автором описано появление результатов нового, более совершенного качества в результате труда человека. Творческая деятельность – это вид деятельности, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее. Дан утвердительный ответ, приведен аргумент, дано определение творческой деятельно-сти. 3 Нет одного из элементов ответа, но два других присутствуют. 2 Нет двух элементов ответов, но один присутствует. 1 Ответ неправильный. 0 4 Максимальный балл за полный ответ 3 Мнение автора: вся преобразовательная деятельность человека направлена на служение людям, так как «все это для того и создавалось, чтобы служить людям» или «пользуясь ею (машиной), постепенно о ней забываешь». Собственное мнение: деятельность направлена на удовлетворение потребностей, в частности познавательная деятельность удовлетворяет потребность в знаниях. Мнение автора отражено и обосновано, собственное мнение отражено и обосновано. 3 Нет одного из элементов ответа: мнения автора или собственно, нет обоснования одного из мнений. 2 Нет обоснований мнений, или отражено и обосновано только одно из мнений. 1 Ответ неправильный. 0
Текст 6.
Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни… Четкое разграничение понятий «индивид» и «личность» составляет необходимую предпосылку психологического анализа личности. Наш язык хорошо выражает несовпадение этих понятий: слово «личность» употреб-ляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного». Никто, однако, не затрудняется говорить о животном и о новорожденном как об индиви-дах, об их индивидуальных особенностях. Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков… Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. А.Н.Леонтьев. Деятельность, сознание, личность. – М., 1977 _______________________________________________________________________ С1. Как психолог трактует понятие «индивид»? Приведите пример употребления данно-го термина. С2. Существует ли различие между понятием «индивид» и «личность»? В чем оно? С3. В каких случаях понятие личности не может быть использовано? Приведите три примера. С4. В чем заключается сущность личности, ее основная характеристика, то есть продук-том чего является личность? Какие еще собственно человеческие качества являются произвольными от указанной вами характеристики?
Ответы к тексту 6. С1. Индивид определяется неделимостью, целостностью и особенностью конкретного субъекта. Понятие «индивид» может быть применимо уже к ранним ступеням развития жизни. Употреблять понятие «индивид» можно, по мнению автора, в отношении к животному и к новорожденному. С2. Различие существует. Оно заключается в том, что понятие «личность» употребляется только по отношению к человеку, личностью не рождаются, а становятся, личность есть целостность особого рода, возникающая на определенном этапе развития человеческого индивида, личность является продуктом общественных отношений, а индивид – не обязательно. С3. Понятие личности неприменимо: по отношению к животному, по отношению к новорожденному, человеку на раннем этапе развития, целостности, обусловленной генотипически. С4. Личность является продуктом общественных отношений, помимо личности общественные отношения порождают: само общество и все социальные связи и взаимодействия; создают не только личность, но и самого человека как существо социальное; их результатом и проявлением являются труд, речь, мышление и сознание.
Текст 7.
1. Социальное действие (включая невмешательство или терпеливое приятие) может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение дру-гих. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в настоящем или мерами защиты от грозящей опасности в будущем. «Другие» могут быть отдельными ли-цами, знакомыми или неопределенным множеством совершенно незнакомых людей. (Так, например, «деньги» служат средством обмена, которое действующее лицо принимает по-тому, что ориентирует свои действия на ожидание готовности со стороны многочислен-ных незнакомых и неопределенных «других» в свою очередь принять их впоследствии в процессе обмена.) 2. Не все типы взаимоотношений людей носят социальный характер: социально только то действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других. Столкновение двух велосипедистов, например, не более чем происшествие, подобное яв-лению природы. Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения – по-следовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта – является уже социальным действием. 3. Социальное действие не идентично ни а) единообразному поведению многих лю-дей, ни б) тому, на которое влияет поведение других. а) Если многие люди на улице от-крывают во время дождя зонты, то это (как правило) не означает, что действие человека ориентировано на поведение других; это просто однотипные действия для защиты от до-ждя. б) Известно, что на поведение человека оказывает сильное влияние просто тот факт, что он находится среди столпившейся «массы» людей… Такое поведение определяется как поведение, обусловленное массовостью. Подобное поведение, обусловленное (или отчасти обусловленное) только фактом присутствия в толпе или таковым, выражающееся в простой реакции на данное обстоя-тельство и не соотнесенное с ним по своему смыслу, не входит в понятие социального действия в установленном нами значении. правда, различие здесь с уверенностью прове-сти трудно. М.Вебер. Избранные произведения _______________________________________________________________________
С1. Какие действия, по мнению М.Вебера, можно считать социальными? Сводится ли понятие социального действия к социальной активности? С2. Почему личность человека проявляется именно в поведении? Как соотносятся поня-тия «поступок» и «социальное действие»? С3. Приведите не менее трех примеров социального действия. С4. Приведите три примера действий, которые не могут быть названы социальными.
Ответы к тексту 7. Содержание верного ответа Балл 1 Максимальный балл за полный ответ 2 Указано, что к социальному действию автор относит и бездействие в определенной ситуации (невмешательство или терпеливое приятие). Социальная активность – это любые действия человека, а социальные действия ориентированы на поведение других. 2 Указано, что социальными являются действия, ориентированные на поведение других. 1 Ответ неправильный или отсутствует. 0 2 Максимальный балл за полный ответ 2 Указано, что именно в поведении проявляются моральные и иные качества личности. Поступок может и не быть ориентирован на поведение других, а социальное действие – обязательно. 2 Указано, что названные понятия – это синонимы. 1 Ответ неправильный или отсутствует. 0 3 Максимальный балл за полный ответ 3 Приведено три и более верных примеров, среди которых могут быть: 1) выступление с докладом на конференции, 2) выполнение распоряжения начальства, 3) поездка с семьей за город. 3 Приведены два примера. 2 Приведен один пример. 1 Ответ неправильный или отсутствует. 0 4 Максимальный балл за полный ответ 3 Приведено три и более верных примеров, среди которых могут быть указаны: 1) приготовление пищи для себя, 2) купание в озере, 3) лечение травами во время болезни. 3 Приведены два примера. 2 Приведен один пример. 1 Ответ неправильный или отсутствует. 0
Текст 8.
«Смысл жизни» нельзя, так сказать, найти в готовом виде раз навсегда данным, уже утвержденным в бытии, а можно только добиваться его осуществления. Ибо смысл жизни не дан – он задан. Все – «готовое», все существующее вне и независимо от нашей воли и от нашей жизни вообще, есть либо мертвое, либо чуждое нам и пригодное разве в каче-стве вспомогательного средства для нашей жизни. Но смысл жизни должен ведь быть смыслом самой нашей жизни, он должен быть в ней, принадлежать к ней, он сам должен быть живым. Жизнь же есть действенность, творчество, самопроизвольное расцветание и созревание изнутри, из собственных глубин. Если бы мы могли найти вне нас готовый «смысл жизни», он все-таки нас не удовлетворил бы, не был бы смыслом нашей жизни, оправданием нашего собственного существа. Смысл нашей жизни должен быть в нас, мы сами своею жизнью должны являть его. Поэтому искание его есть не праздное упражне-ние любознательности, не пассивная оглядка вокруг себя, а есть волевое, напряженное самоуглубление, подлинное, полное труда и лишений погружение в глубины бытия, невозможное без самовоспитания. «Найти» смысл жизни значит сделать так, чтобы он был, напрячь свои внутренние силы для его обнаружения – более того, для его осуществления… искание смысла жизни есть всегда борьба за смысл против бессмыслицы, и не в праздном размышлении, а лишь в подвиге борьбы против тьмы бессмыслия мы можем добраться до смысла, утвердить его в себе, сделать его смыслом своей жизни и тем подлинно усмотреть его или уверовать в него. Вера, будучи «вещей обличением невидимых», невозможна без действия; она сама есть напряженное внутреннее действие, которое необходимо находит свое обнаружение в действенном преобразовании нашей жизни, и потому «вера без дела мертва есть». С.Л.Франк. Смысл жизни, 1925 год _______________________________________________________________________
С1. Почему, по мнению философа, смысл жизни не дан, а задан? Приведите три тезиса. С2. Чем характеризуется поиск смысла жизни? Приведите три тезиса. С3. В каких случаях смысл жизни не может быть обретен? Приведите четыре примера. Почему извне данный и готовый смысл жизни не может удовлетворить человека? С4. В чем заключается смысл жизни? Сформулируйте четыре определяющих его тезиса, в том числе и самостоятельных, не представленных в тексте.
Ответы к тексту 8. Содержание верного ответа Балл 1 Максимальный балл за полный ответ 2 Смысл не дан, а задан, так как: 1) его невозможно найти в готовом виде, 2) его необходимо созидать, «добиваться», 3) все готовое – непригодно для смысла жизни, он всегда личностен, индивидуален. Приведены не менее трех тезисов. 2 Приведено два тезиса. 1 Ответ неправильный, приведен лишь один тезис или отсутствует. 0 2 Максимальный балл за полный ответ 2 Поиск смысла жизни характеризуется: 1) волевым напряженным самоуглублением, 2) трудом самовоспитания, 3) есть всегда борьба за смысл против бессмыслицы, 4) есть обретение веры (в свои силы). Приведены не менее трех тезисов. 2 Приведено два тезиса. 1 Ответ неправильный, приведен лишь один тезис или отсутствует. 0 3 Максимальный балл за полный ответ 3 Смысл жизни не может быть обретен: 1) вне личности и ее жизненных задач, 2) как нечто готовое, вне зависимости от нашей воли, 3) смысл жизни не может быть обретен пассивно или на основе одной лишь любознатель-ности, 4) без борьбы с бессмыслицей. Нас не удовлетворил бы извне данный и готовый смысл нашей жизни, ибо он не служил бы оправданием нашего собственного существования, он был бы мертвым и безжизненным. 3 Указано три случая. 2 Указано два случая. 1 Ответ неправильный, указан лишь один случай или отсутствует. 0 4 Максимальный балл за полный ответ 3 Смысл жизни заключается: 1) в борьбе с бессмыслицей существования, 2) в самопознании и познании окружающего бытия, людей, 3) в самореализации, 4) в развертывании всех сущностных сил и потенций человека, 5) в любви, сострадании, взаимопомощи, добре, всеобщем благе. 3 Сформулировано три тезиса, минимум один – самостоятелен. 2 Сформулировано два тезиса, из них один – самостоятелен. 1 Ответ неправильный, сформулирован лишь один тезис или отсутствует. 0
Текст 9. Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности) <...> из одной социальной позиции в другую. Существует два основных вида социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Перемещение некого индивида из баптистской в методистскую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (как мужа, так и жены) в другую при разводе или при повторном браке, с одной фабрики на другую при сохранении при этом своего профессионального статуса, — это всё примеры горизонтальной социальной мобильности <...> Под вертикальной социальной мобильностью подразумева¬ются те отношения, кото-рые возникают при перемещении ин¬дивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существуют два типа вертикаль¬ной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъём и социальный спуск. В соответствии с природой страти¬фикации есть нисходящие и восходящие течения экономиче¬ской, политической и профессиональной мобильности. Восхо¬дящие течения существуют в двух основных формах: проникно¬вение индивида из нижнего пласта в существующий более-высокий пласт; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группой в более высокий пласт. (П. Сорокин)
_______________________________________________________________________
С1. Какое определение социальной мобильности даёт П. Со¬рокин? Мобильность каких двух социальных субъектов анализи¬руется в тексте? С2. В каких формах, по мысли автора, существуют восходя¬щие течения социальной мо-бильности? Приведите пример, ил¬люстрирующий одну из форм. С3. Описывая ситуации социальной мобильности, П. Соро¬кин привёл такое сравнение: «В первом случае «падение» напо¬минает нам человека, упавшего с корабля, во вто-ром — погру¬жение в воду самого судна со всеми пассажирами на борту". Опираясь на текст и знания курса, укажите тип социальной мо¬бильности, две ее формы и направление социального перемеще¬ния, отражённые в приведённом сравнении. С4. С переходом общества в индустриальную фазу развития социальная мобильность существенно возрастает. Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите три причины это¬го явления.
Ответы к тексту 9. Содержание верного ответа Балл 1 Максимальный балл за полный ответ 2 Определение социальной мобильности как перехода из одной социальной позиции в дру-гую. Субъекты этого процесс – индивиды и группы (социальные объекты). Правильно дано определение и названы два субъекта. 2 Правильно дано определение и назван одни субъект, ИЛИ Дано определение, субъекты не названы, ИЛИ определение не дано, названы два субъекта. 1 Назван один субъект, ИЛИ Ответ неправильный. 0 2 Максимальный балл за полный ответ 2 Восхо¬дящие течения существуют в двух основных формах: проникно¬вение индивида из нижнего пласта в более высокий пласт; создание такими индивидами новой группы и про-никновение всей группой в более высокий пласт. Пример: продвижение по службе. Правильно названы две формы и приведен один пример. 2 Правильно названы две формы, пример не приведен, ИЛИ названа одна форма и приведен пример. 1 Названа одна форма, ИЛИ приведен только пример, ИЛИ Ответ неправильный. 0 3 Максимальный балл за полный ответ 3 Тип социально мобильности – вертикальная, формы вертикальной мобильности – индиви-дуальная и групповая, направление социального перемещения – нисходящее. Указаны тип, формы, направления. 3 Не указан один из элементов ответа. 2 Не указано два элемента. 1 Указан только один элемент, ИЛИ Ответ неправильный. 0 4 Максимальный балл за полный ответ 3 Причины возрастания социальной мобильности: слом сословных перегородок, развитие средств связи и сообщений, формирование общенационального рынка труда, установка на освоение нового. Правильно указаны три причины. 3 Правильно указаны две причины. 2 Правильно указана одна причина. 1 Ответ неправильный. 0
Текст 10.
Ценности в жизни человека и развитии общества Одним из компонентов социокультурных форм выступают ценности. В ходе разви-тия общества формируются идеи, которые выделяются и кото¬рым приписывается особая ценность. Они усваиваются субъектом в опыте и переживаниях удовольствия и неудо-вольствия, радости и негодования, т.е. посредством эмоций. На основе ценностей форми-руются критерии оценок, регулирующих отношение людей к объектам удовлетворения че¬ловеческих потребностей, В процессе жизнедеятельности у человека скла¬дывается вос-приятие одних объектов как ценных, а других - не ценных и даже «антиценных»... Ценности могут быть индивидуальными, групповыми, общечелове¬ческими. Индивидуальные ценности определяют деятельность конкрет¬ного человека и могут иметь приходящий характер, различаться, на¬пример, в зависимости от возраста индивида. Групповые ценности (имеется в виду группа в широком смысле - как социальная общность, тип общества) носят более общий характер: они определяются как при¬нятые в данной общности представления о желательном типе социо¬культурной формы. Общечеловеческие ценности характеризуются тем, что имеют непреходящий характер, являются ориентирами для боль¬шинства людей вне зависимости от их пола, возраста, исторической эпохи, в которой они живут. Число таких ценностей ограничено. К ним, например, относят истину, красоту, добро. Воспринятые и закрепившиеся ценности превращаются в социаль¬ные нормы, с по-мощью которых поддерживаются, воспроизводятся, ре¬гулируются формы деяте | |
|