История
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

История

...
 
ФорумФорум  Последние изображенияПоследние изображения  ПоискПоиск  РегистрацияРегистрация  ВходВход  

 

  Платон

Перейти вниз 
АвторСообщение
Admin
Admin



Сообщения : 21
Дата регистрации : 2013-09-25

 Платон        Empty
СообщениеТема: Платон     Платон        EmptyПт Окт 11, 2013 8:59 am


Платон.

Знаменитым учеником Сократа был философ Платон Афинский. Настоящее имя его Аристокл, а Платон- прозвище, которое переводится с греческого «широкий». Он получил его то ли за крепость телосложения, то ли за широкий лоб. Его произведения были написаны в основном в форме диалогов, главным действующим лицом которых является Сократ, беседующий с философами на различные темы.
Одной из основных мыслей Платона является известное утверждение о том, что видимое не есть реальное: если мы что-то видим, то это вовсе не значит, что оно существует именно так, как нами воспринимается. Эта мысль является одной из вечных в философии. Чтобы лучше понять теорию Платона, представим себе такую картину. Допустим, перед нами лежат три предмета - яблоко, груша и слива. Эти вещи, совершенно различны и не похожи друг на друга. Но есть в них нечто общее, сходное, делающее их отличными от других вещей, объединяющее их в одну группу предметов. Это общее мы называем словом «фрукт». Возникает вопрос: существует ли фрукт в реальности в качестве вещи, в которой были бы собраны все возможные фрукты земли, который можно было бы посмотреть или потрогать? Нет, не существует. «Фрукт»- это всего лишь понятие, название которым мы обозначаем группу сходных между собой вещей. Реально существуют только сами эти предметы, а их названия реально в мире не существуют, в качестве понятий или идей они находятся только в нашем сознании.
Но ведь вполне можно предположить, что все обстоит совсем наоборот. Реально и сначала существуют идеи или понятия вещей, и не в сознании, а сами по себе, вне нас, только в особом, высшем, недоступном мире, а все вещи, которые нас окружают, всего лишь порождение этих первичных сущностей-идей и являются их отражениями или тенями и поэтому реально не существуют. Эта мысль главная в учении Платона. Нам кажется, говорит он, что мир один - тот, который мы видим вокруг себя, на самом же деле мира два: один - высший и невидимый мир идей, другой - низший и воспринимаемый нами мир вещей. Первый порождает второй. Существует, например, в высшем мире идея лошади, она и обусловливает каждую конкретную лошадь, которая находится на земле. И именно благодаря этой идее земная лошадь остается лошадью и не превращается в какой-нибудь другой предмет, т е. чувственно воспринимаемые вещи обретают смысл, реальность, устойчивость как раз из-за причастности к вечным и неизменным идеям. Если бы этого стабилизирующего мирового начала
идей не было, то любая вещь постоянно переходила бы в любое иное состояние: муравей мог бы превратиться в слона или цветок и т.п. таким образом, мир идей - это как бы смысловой «каркас» чувственного или физического мира, невидимый глазу, но доступный умозрению.
Идеи суть подлинные сущности существуют вне материального мира и не зависят от него, объективны, материальный мир им лишь подчинен. В этом - ядро объективного идеализма Платона.
Задача каждого, учил Платон: за неподлинным - увидеть подлинное. Платон отрывает чувственное познание от рационального (с помощью разума). Чувственное познание, предметом которого является материальный мир, выступает как вторичное, не существенное, потому что информирует нас лишь о кажущемся бытии, но ни в коем случае не о бытии подлинном. Истинное, настоящее познание, познание разумное. Познание, по Платону,- это припоминания души или «теория воспоминания». Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, когда свободно существовало в царстве идей. Душа, по Платону, бестелесна, бессмертна, она не возникает одновременно с телом, но существует извечно. Состоит она из трех иерархически упорядоченных частей. Высшей частью является разум, затем идет воля и благородные желания и, наконец, третья, самая низшая часть-влечение и чувственность. В соответствии с тем, какая из этих частей души преобладает, человек ориентируется либо на возвышенное и благородное, либо на дурное и низкое.
Государство по Платону возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Платон не стремится к познанию реального общественного процесса и не занимается исследованием проблем упорядочения общества. Он строит теорию идеального государства, которое в большей или в меньшей степени являлось бы логическим следствием его системы объективного идеализма. Идеальное общество возникает как общество трех социальных групп. Этими группами являются правители- философы, стратеги- воины и производители- земледельцы и ремесленники. Эти три сословия соответствуют в принципе трем частям души, о которых уже упоминалось раньше. У философов преобладает разумная часть души, у воинов определяющей частью души является воля и благородная страсть, у ремесленников и земледельцев преобладают чувственность и влечения, которые должны, однако быть умеренными. Трем основным сословиям соответствуют три из четырех добродетелей. Мудрость является добродетелью правителей и философов, храбрость- добродетель воинов, а умеренность- добродетель народа. Четвертая добродетель- справедливость является над сословной добродетелью. С позиции своего идеального государства Платон классифицирует существующие государственные формы на две большие группы: приемлемые государственные формы регрессивные - упадочные. Первое место в группе приемлемых государственных форм занимает Платоново идеальное государство. Из существующих государственных форм ближе всего к нему стоит аристократия, а именно аристократическая республика (а не аристократическая монархия). К упадочным государственным формам он относит демократию, которая, хотя ее и нельзя отнести к приемлемым формам, стоит к ним ближе всего. Это власть нескольких личностей, основанная на военной силе, т.е. на добродетелях средней части души. В античной Греции этому типу наиболее соответствовала аристократическая Спарта V и IV в. в. до н.э. Существенно ниже демократии стоит олигархия. Это власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, которые тесно связаны с низкой чувственной частью души. Главным предметом раздражения Платона являются демократия, в которой он видит власть толпы, неблагородного демоса, и тирания, которая в античной Греции начиная с VI в. до н. э. представляла диктатуру, направленную против аристократии.
Этика Платона построена, исходя из идеалистического понимания души. Ее основой является осознание врожденных добродетелей, характерных для удельных общественных сословий. Соблюдение этих добродетелей ведет к справедливости. Кроме этого Платон подчеркивает значение набожности и почитания богов. Идея набожности стоит весьма близко к идее добра и красоты.
Социальной функции и общественному призванию идеального государства соответствует и предложенная Платоном система воспитания. Она направлена, прежде всего, на воспитания стражей и правителей.
Важное место в ней занимает гимнастика - телесное воспитание. Следующим элементом воспитания является обучение чтению, письму . Вся система завершается изучением арифметики, геометрии, астрономии и теории музыки. Это тот уровень, образования который достаточен для воспитания стражей. Те же, кто предопределен к тому, чтобы стать правителями, должны изучать также философию, и в частности «диалектику».
Искусство Платон оценивает весьма низко. Он считал его лишь подражанием материальному миру, т.е. неподлинному бытию. А так как чувственно воспринимаемый мир Платон считает подобием мира идей, то искусство для него лишь подражание подражанию. Это по сути презрительное отношение к искусству логически вытекает из основных принципов его системы объективного идеализма. Определенную роль здесь сыграл, видимо, и тот факт, что период расцвета античного греческого искусства совпадают с периодом' расцвета рабовладельческой демократии, которую всей душой ненавидел Платон.
Осознавая силу и действенность искусства, Платон допускал его существование в его идеальном государстве, подчиняет, однако, его социальные функции государства. Искусство должно служить скреплению могущества государства и развитию религии. Несмотря на свое негативное отношение к искусству, Платон выдвинул ряд мыслей (идея красоты, прекрасного, социальная функция искусства и т.д.)
Хотя последующие годы творчества Платона отличаются тенденцией к иррациональному и мистицизму. Его философия является первой рационально, логически построенной системой объективного идеализма

Вернуться к началу Перейти вниз
https://historidgpc.profiforum.ru
 
Платон
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Платон

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
История :: Платон-
Перейти: