Советский период 1917-1980
В советский период отечественной истории 1917 — 1991 гг.) философская мысль, к сожалению, не имела возможности для самостоятельного существования и развития в формах различных типов. В условиях отсутствия свободы интеллектуального творчества и жесткого контроля со стороны государства и правящей партии философия постепенно превращалась в служанку политики. Она использовалась для идеологического обоснования практики советского строя и перспектив его исторического развития. Крайне негативное воздействие на развитие философской мысли в нашей стране оказала высылка в 1922 г. за рубеж большой группы философов (Н. А .Бердяев, С. Л. Франк, Н. О. Лосский и др.)» не стоявших на коммунистических позициях. Уровень философии в советском обществе значительно снизился, что отрицательно сказалось на всей духовной культуре общества.
В Советском Союзе уже в 20-х годах единственным философским течением постепенно становился марксизм, который со временем обрел статус официального уче¬ния. В первые годы советской власти основную роль в его развитии играл В.И.Ленин. В стране издавались и широко распространялись работы классиков марксизма.
В 20 —30-х годах происходило активное подчинение философии политике. Из сферы философских поисков вытеснялись личности яркие и самостоятельные (Н. И. Бу¬харин, А. В: Луначарский и др.), а на смену им приходили личности тусклые и малообразованные, стоявшие на позициях «революционного сознания» и «классового подхода». Многообразие мнений и течений постепенно подменялось единообразием и даже прямым администрированием. Издававшийся в 20-х годах группой А. М. Деборина (ученик Плеханова) журнал «Под знаменем марксизма» был закрыт, а передовые философы подверглись гонениям и даже репрессиям. На «философском фронте» все более утверждались сторонники И. В. Сталина (М. Б. Митян и др.). В 1938г. вышел в свет «Краткий курс истории ВКП(б)» с большой статьей Сталина «О диалектическом и историческом материализме». Эта статья была объявлена «вершиной» творческого марксизма и положена в основу преподавания философии и методологии научного познания. На практике это затормозило на десятилетия развитие философии, отрицательно сказалось на становлении новых отраслей знания (генетика, кибернетика и др.). В предвоенные годы философия в СССР в основе своей была сведена к упомянутой выше статье Сталина. Ряд философов, стоявших на иных мировоззренческих позициях (П. А. Флоренский, Г. Г. Шпет и др.) либо погибли в лагерях, либо были надолго реп¬рессированы (А. Ф. Лосев и др.).
После смерти Сталина и официального осуждения его культа в обществе наступила краткая «оттепель», и это несколько облегчило существование философии. Кроме журнала «Вопросы философии», стали выходить также «Философские науки», позже была издана «Философская энциклопедия» в пяти томах. Следует заметить, что в советской философии определенное развитие получило историко-философское знание. Большой вклад в это внесли Г. Ф. Александров, В. Ф. Асмус. Происходили исследования в области логики (А. Ф. Лосев), философских проблем естествознания (Б.М.Кедров), теории познания (П. В. Копнин) и теории личности (А. Н. Леонтьев), этики, эстетики. В 50-60-х годах на волне «оттепели» появились яркие и оригинальные философы — Э. В. Ильенков, М. К. Мамардашвили, М. А. Лифшиц, В. С. Библер и др. В целом же в философии по-прежнему преобладал дух апологетики (защиты) существовавшего общественно-политического строя и осмысления практики «коммунистического строительства» в нашей стране.
В 70 — 80-х годах наступил завершающий период в развитии советской философии. За редким исключением она носила официальный и крайне идеологизированный характер. В ней имел место культ теоретиков марксизма и некритическое цитирование материалов съездов КПСС. Существовал жесткий идеологический контроль за всей системой подготовки и деятельности философских кад¬ров в стране. По сути дела, философия существовала в единственном варианте — в виде канонического, т.е. нетворческого, застывшего марксизма, превращенного фактически в разновидность религии.
Советский период в истории отечественной философии можно назвать трагическим. Ведь здесь философская мысль лишилась самого важного условия для своего нормального существования — интеллектуальной свободы. Неудивительно, что в философии образовался большой вакуум, который предстоит заполнять мыслителям нашего времени.