Позитивизм.
Философия XX в. символизирует начало интенсивных поисков нового, более аргументированного решения традиционных философских проблем. Были сделаны попытки осмысления результатов, полученных философией за 2,5 тысячи лет её существования. Оказалось, что на поставленные вопросы удовлетворительных ответов нет. Понятно, что в данном случае следовало иначе взглянуть на место и роль философии в духовной культуре человечества. Примерно в середине XIX в. появились два различных подхода и решения этой проблемы, которые оформились в два философских направления, оказавшие большое влияние на духовную жизнь начала XIX–XX вв. Это позитивизм и философия жизни.
Как философское направление, позитивизм оформился в 30-е годы XX в. и связан с именем французского мыслителя О. Ионта (1798–1857) и его последователя английского философа Джона Милля (1806 – 1856 г.). О. Ионт предложил сравнить результаты деятельности различных наук и итоги философских поисков. Первые продвинулись далеко вперёд, а философия так и не решила поставленные перед собой вопросы. Возникает вопрос: нужна ли вообще философия? Не лучше ли отбросить её как бесполезное занятие и оставить только эмпирические, положительные или коррективные науки?
Совокупность этих идей получила название позитивизма. Позитивизм провозглашал себя не метафической (позитивной) философией, которая не признаёт отвлечённых положений, но опирается только на конкретные этнерические утверждения. Философия должна отказаться от попытки постижения бытия и стать последователем не мира, но научного знания. В позитивистском понятии философия должна стать методологией (совокупностью научных методов познания) науки служить обобщению результатов добытых эмпирическими науками. О. Ионт утверждал, что сущность вещей скрыта и невозможно сказать, каков мир сам по себе. Человек не в состоянии объяснить действительность, в его силах только описать собственные восприятия внешнего мира. Не будет ничего страшного, если конечные причины мировоззрения останутся неизвестными, достаточно того, что мы вполне можем ориентироваться в действительном. Для обоснования своей идеи Ионт разработал популяцию эволюции познания, согласно которой познание в своём развитии, проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. На теологической стадии человек стремиться дать объяснения всему неизвестному, обращаясь со сверхприродному – Богу. На метафизической – на место богов ставится природа, понимаемая в качестве всего существующего. Предпринимались попытки глобального объяснения природы и т. п. На третьей стадии позитивной – на первый план выходит деятельность отдельных наук, эмпирическим путём изучающих конкретные области действительности.
Теория трёх стадий развития человечества представляла собой вариант идеалистического понимания истории: причиной общественного прогресса является поступательная эволюция знания, состоящая в переходе от религиозных представлений о сверхъестественных существах к отвлечённому и всеобщему понятию о природе и далее – и позитивной науке.
Идеи пластического позитивизма получили своё дальнейшее развитие в трудах австрийского философа Эрнста Маха (1838–1916 гг.) и швейцарского мыслителя Рихорда Анпариуса (1843–1896 гг.), создателя философии эмпириокритицизма. На идейной основе позитивизма уже в XX в. возникло большое количество философских течений, которые получили общее название неопозитивизма. Его основными представителями являются австрийский философ Людвиг Витгенштейн (1889–1951 гг.) и английский философ Бертран Рассел (1872–1970 гг.)
Махисты и Эмпириокритицисты считали, что наука способна давать человеку только своеобразные символы для практической ориентации, а не объективную истину. Научные законы, считал Мах, ничего не объясняют. Махисты сводят роль философии к упорядочению ощущений и восприятий познающего субъекта. Философские понятия категории для них – это только средства описания ощущений, инструмент обобщения «элементов мира». Они считали, что между философией и частными науками нет существенной разницы, т. к. предмет их исследований однородный – это субъективное мировосприятие, совокупность ощущений.
Второй этап развития позитивизма характеризует усилением субъективно – идеалистического и агностического элементов.
Дальнейший отход от мировоззренческих проблем наблюдается в неопозитивистических течениях. Главной мыслью неопозитивизма является положение о том, что все наши знания о мире содержатся в языке. Например: попробуйте представить дерево помимо самого термина «дерево». Всё что существует, воспринимается не таким, какое оно само по себе, но так, как оно отражено в языке. Мы не можем представить себе мир вне языка, ибо для нас мировоззрение – это наше представление о нём, оформленные в языковые выражения и возможные только в них. Мир для нас существует исключительно в языке, через него и на его основе.
Представитель неокритицизма Л. Витгенштейн вообще рассматривал философию как одну из отраслей филологического знания и видел её предназначение в том, чтобы распутать клубок разных значений и смыслов слов. При этом как он отмечал, философия должна отказаться от попыток понять общие законы развития мира, а философ, если он желает свободно тереотизировать по любым проблемам, не должен быть ни материалистом, ни идеалистом. Задача философа – сделать отбор и систематизацию значений и смыслов слов и понятий, оставив всё таким, как оно есть, то есть не претендовать на изменения внешних обстоятельств и объектов. Тем самым неопозитивистическая трактовка роли философии в своих окончательных результатах ничем не отличается от позиции классического позитивизма.