Античность
Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в V- IV в до н.э. Она возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естество-испытателями. Древние греки определили круг философских вопросов и наметили пути их решения. Последующие народы и эпохи развивали дальше и обогащали те первоначальные положения и идеи, которые были сформулированы греками. Греческая (античная) философия в своём развитии прошла три этапа. 1). Архаический- VII-VI в. до н.э. этот период называют досократовским.
2) . Классический - V-IV вв. до' н.э.
3) Эллиннистический период, начавшийся с похода эллинов на Восток, т.е. с
завоевания (эллинизации) Востока, охватывает период с III по II в до н.э.
Главным вопросом раннегреческой философии был вопрос о первоначале мира,т. е.из чего все произошло. И в этом смысле философия перекликается
с мифологией. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу- кто
родил сущее, то философы ищут первоначало- из чего все произошло.
Первой школой в греческой философии была милетская (г. Милет- греческая колония на побережье Малой Азии). Основателем школы был Фалес. Его учениками и продолжателями были Анаксимандр и Анаксимен. Милетские философы пытались найти основу , к котороЙ сводятся все различия окружающего мира.
Фалес считал основой всего воду: есть только она, а всё остальное- её порождения и модификации. Вода у Фалеса- это некое мировое вещество, из которого все рождается и образуется. Анаксимен первоначалом полагал воздух: все вещи происходят из него путем сгущения или разрежения. Самый разреженный воздух- это огонь, более густой- атмосферный, еще гуще- вода, далее земля и наконец- камни.
Анаксимандр первоосновой считал апейрон- неопределенное, вечное, бесконечное, постоянно находящееся в движении первоначальное мировое вещество.
Милетским философам, пoлагaвшим первоначалом нечто материальное, противостоит Пифагор Самосский (о. Самос). Он считал, что первоосновой всего является число. Материальный или природный мир является порождением или отражением невидимого, но реально существовавшего мира чисел, пропорций, уравнений.
Следующей школой в греческой философии была элейская, основанная в г. Элея (г. Элея- греческая колония в Южной Италии) странствующим философом Ксенофаном Колофонским.ОН Прославился своей критикой народной греческой религии и мифологии. Известно его высказывание: "Если бы коровы и лошади придумали себе богов, то их боги были коровами и лошадьми". У Ксенофана были своё понимание божества. Бог- это высшее и непостижимое начало, и поэтому, во-первых, он один, во- вторых, он бесформен, в- третьих, он невесом и невыразим (неизвестно, что он делает и как себя ведет). Такое божество Ксенофан назвал термином единое и утверждал, что весь мир из него происходит и в него обращается. Единое - это и есть все мироздание. ВЗГЛЯДЫ Ксенофана пантеистические: мир и божество- это одно и то же начало.
Продолжателем учения Ксенофана был философ Парменид Элейский. Вместо термина "единое", предполагающего все существующее, он употребил понятие "бытие" (от глагола "быть", который в личной форме звучит как "есть"). Бытие значит все, что существует, все, что есть. Пармениду принадлежит знаменитое высказывание: "Бытие есть, небытия же нет". Это значит, что если что-то есть,то оно есть всегда, а если чего-то нет, то его нет никогда. Вечность является первым и наиболее существенным признаком бытия. Бытие неделимо (если что-то делится, значит, оно состоит из частей,и если части разделяются, то этого предмета не будет).
Бытие неподвижно. Бытие неизменно (раз бытие неподвижно, значит оно неизменно, т.к. движение всегда изменение.) Такую картину рисует разум.
А чувства, считал Парменид, ,нас обманывают. Они говорят о том, что все возникает и уничтожается, но можно ли возникновение помыслить? Допустим, что- то возникло. Обозначим его условно буквой А, из ниоткуда оно возникнуть не могло, значит появилось откуда-то, из чего-то другого. Обозначим это буквой В. Из некоего В возникло некое А. Но это значит, что А уже содержалось в В, т.е. что в В было какое-то не В, следовательно, В было самим собой и одновременно не было самим собой, что невероятно. Пытаясь помыслить возникновение, мы натолкнулись на противоречие, стало быть, возникновение немыслимо и потому невозможно.
Помыслить движение попытался последователь Парменида Зенон Элейский. Ему принадлежат апории (парадоксы- неразрешимые противоречия, мыслительные тупики), доказывающие, что движение немыслимо и поэтому невозможно.
Рассмотрим пример: допустим, телу надо пройти из точки А в точку В. Перед тем как оно пройдёт свой путь, ему сначала надо пройти половину этого пути, а ещё раньше - четверть его, а ещё раньше- 1/8 этого пути, а перед тем 1/16, и так сколько угодно долго. Получается, этому телу надо пройти бесконечное количество отрезков. А можно ли пройти бесконечность? Нет. Тело, таким образом, никогда не сможет пройти из точки А в точку В.
Элейским философам противоречит мыслитель Гераклит Эфесский. Ключевой формулой его учения были знаменитые слова: "Все течет, и ничто не Остановится". Ничто не стабильно, все движется. Вообще изменение и движение- это единственно возможный способ существования мироздания. Хаос мира- это главный его принцип, или закон, по-гречески-логос. Говоря иначе, высший закон всего заключается в том, чтобы оно было хаотичным. Но закон - это нечто стабильное и упорядоченное. Получается парадокс: высшая упорядоченность мира заключается во всеобщей беспорядочности или хаотичности. Два противоположных начала - хаос и логос, оказывается, тесно с друг с другом связаны и являются нераздельными.
Точно так же, говорил Гераклит, и все вещи состоят из противоположностей: мокрое и сухое, день и ночь и т.д. Противоположности борются друг с другом. Борьба противоположных начал и является источником вечного движения и изменения. Противоположности не только борются, но ещё и образуют единство. Так, мокрое -это противоположность сухого. Но почему оно мокрое? Только потому, что когда-то было сухим, намокло и превратилось в мокрое. Выходит, противоположности друг без друга не существуют, друг друга дополняют, друг из друга вытекают, и друг друга предполагают. Они находятся не только в состоянии вечной борьбы, но ещё и пребывают в неизбывном единстве. Это фундаментальная закономерность мироздания, о которой говорит Гераклит, является главным принципом диалектики учения о всеобщей связи и вечном изменении вещей.
Итак, элейские философы и Гераклит сформировали два противоположных понимания мира. Первые говорят, что он неизменен, неделим и неподвижен. Гераклит, наоборот, утверждает, что мир есть совершенное непостоянство, непреходящее движение.
Эпикурейцы, стоики, скептики, киники.
В 334 г. до н.э. греческое войско под предводительством Александра Македонского начало поход на Восток, который продолжался девять лет. Греки завоевали, или эллинизировали Восток. Эпоха, которая началась с этого времени, называется эллинистической или эллинизмом. Основной её чертой была крайняя нестабильность и непредсказуемость. Весь старый, привычный уклад рухнул, всё стремительно менялось. Действительность стала для человека жестокой и враждебной, в силу чего у него пропала уверенность в завтрашнем дне. Ощущение типичное для эпохи - чувство потерянности и ненадежности. А когда утрачиваются все внешние гарантии, у людей возникает стремление обрести их внутри себя. Как выжить и сохранить самообладание в мире, где каждый брошен на произвол судьбы? Как оставаться спокойным и невозмутимо взирать на происходящие вокруг бедствия? В эллинистической философии на первый план выходит антропологическая проблематика, а вопросы онтологические ( о бытии ) и гносеологические ( о познании ) занимают подчиненное по отношению к ней положение. Главный вопрос философской мысли этого времени- как быть счастливым, как обрести уверенность, когда во внешнем мире ничего найти уже не возможно. Счастье по-гречески звучит как эвдемония, поэтому философия эллинизма может быть названа эвдемонической (ищущей счастье ). В ней оформились четыре основные школы, сходные между собой в стремлении обосновать и разработать эвдемонизм, но различающиеся способами или путями, которыми они предлагали человеку достичь счасты^^
Основателем одной из них был Эпикур с острова Самос. Прежде чем выяснить, каким образом можно достичь счастья, надо устранить препятствия к нему, считал он. Что мешает счастью? Прежде всего страх, который отравляет существование человека. Из всех возможных страхов есть три главных, от которых следует избавиться в первую очередь. Это страх перед богами, страх перед смертью и страх перед судьбой. По поводу первого Эпикур говорил, что богов не надо бояться т.к. боги бессмертные и совершенно блаженные (абсолютно счастливые), а значит, полностью бездеятельны и не могут влиять на нашу жизнь. Что касается смерти, говорил Эпикур, то мы прекрасно знаем, что все хорошее и дурное заключается в ощущениях, а смерть- это лишение всех ощущений, а значит после нет ни хорошего , ни дурного. Пока мы есть, смерти нет, когда смерть есть, нас нет, т.е. она и мы совершенно разные вещи, которые никак не соприкасаются, и поэтому смерти не надо бояться. Относительно страха перед судьбой получается следующее. Боги, которые
определяют судьбу, бездеятельны и не влияют на нас. Тогда в чьих руках наша жизнь? В наших собственных. Каждый хозяин своей судьбы. Судьба - это результат своих собственных поступков и бояться её- значит бояться себя самих.
Освободившись от страхов, необходимо выяснить, что следует делать, а чего - не следует для того, чтобы обрести счастье. Надо, говорит Эпикур, выбирать удовольствия и избегать страданий. Этот пункт его учения кажется на первый взгляд гедонистическим утверждением. Гедонизм ( от греч. «гедонэ »-удовольствие )- это кульминация удовольствий. Но при более детальном ознакомлении с эпикурейской теорией удовольствия видно, что охарактеризовать её как гедонизм невозможно. Стремление к удовольствиям, полагал Эпикур, должно быть разумным: надо уметь и отказаться иной раз от чего-то соблазнительного. Удовольствия Эпикур делил на три вида: 1) естественные и необходимые; 2) естественные, но не необходимые; 3) неестественные и не необходимые. Из этих групп нужно выбирать только первую.
Само отсутствие страданий, по мнению Эпикура, уже есть удовольствие. Счастье заключается не в том, что вне нас, а в нас самих. И это главное. Значит, если кто-то хочет быть счастливым, он может им быть, надо только открыть источник счастья в себе самом. Эпикур предлагал довольствоваться малым и при этом испытывать не страдание от недостатка, а удовольствие от наличия. Понятно поэтому, что назвать его учение гедонизмом невозможно. Как это ни странно, философ призывающий стремиться к удовольствиям, является представителем противоположной модели - аскетизма. Но если буддистские, например, аскеты готовы претерпеть страдания лишений, то для Эпикура сознательное ограничение собственных желаний есть средство удовольствия.
В центре философии самосского мыслителя стоит человек, устройство же мира, его законы и способы познания не являются для Эпикура столь же существенными вопросами как проблема человеческого счастья. В онтологической ( познание бытия ) части своей философской системы он повторил, несколько видоизменив, атомистическую теорию Демокрита.
Стоики.
Второй эллинистической школой была стоическая. Основателем её был Зенон из города Китион. Названа школа так потому, что занятия проходили в беседке с колоннами (портик). Портик на греческом языке-стоя, поэтому школа получила название стоической, а её представителей называют стоиками. Взгляды стоиков называют фаталистическими. Человеческая жизнь подобна мельчайшей частице в огромном смерче
пыли, которая сама по себе ничего не значит и вместе с миллионами других таких же частиц, не принадлежа самой себе, несется в неведомом ей направлении. Ведущему нас року, считают стоики, бесполезно противостоять или сопротивляться: в любом случае все произойдет так, как запланировано независимо от наших желаний. Формула стоической философии представлена знаменитым положением:
« Желающего судьба ведет не желающего - тащит ». Человек совершенно не свободен и всецело пребывает в расположении внешних сил. А вернее, свобода состоит в го, чтобы понять их замысел и добровольно его выполнять, подчиняться своей судьбе. Чем же хороша такая модель, что от человека ничего не зависит и за него все заранее предопределено?
Результатом фаталистического миропонимания является полная свобода от всякой суеты, пустых хлопот и волнений. Зачем человеку волноваться, думать, решать и предпринимать что-либо, если за него все уже давно решено, а он не в силах ничего изменить? Такой человек будет абсолютно спокоен и безмятежен, ни положительные ни отрицательные эмоции не смогут пробраться в его душу. Поскольку человек при таком взгляде на вещи сам себе не принадлежит, то и жизнь его также не принадлежит ему и с ней можно запросто расстаться. Одно из основных добродетелей стоиков является способность спокойно и мужественно встретить собственную смерть. Стоическое счастье, таким образом заключается в полном безразличии ко всем превратностям судьбы, какими бы они ужасными ни были.
Скептики.
Родоначальником школы скептиков (сомневающиеся) был Пиррон из Элиды. Для того, чтобы достичь счастья, говорил он, человек должен ответить на три вопроса: какова природа вещей? Как нам к ним относиться? Что из этого для нас следует? Отвечая на первый вопрос, Пиррон утверждал, что природа вещей непознаваема. То, что мы видим, и то , что действительно есть, не одно и то же. Вещи сами по себе нам недоступны, а известным может быть лишь то, как они себя нам являют. И поэтому мир как бы удваивается, разделяясь на реальный-существующий сам по себе и феноменальный- видимый или воспринимаемый нами, причем первый- подлинный, второй иллюзорный. Знание о втором возможно, о первом же- нет. Мы никогда не сможем сказать- « это так», но только- « мне кажется, что это так».
Ответ на второй вопрос токов: если вещи непознаваемы, то все суждения о них, как утвердительные, так и отрицательные, являются и истинными, и ложными одновременно. Все можно доказать и опровергнуть. Ни одно из противоположных положений не может быть
более ( или менее ) достоверным, чем другое. Такую ситуацию Пиррон называл изостенией (от греч. «изо » -равный, «стеное» - сила ), т.е. равносилием различных высказываний. Вследствие этого все суждения о вещах ничего не значит, и поэтому от них надо воздержаться. Безмолвие-вот наиболее правильная философия, считали скептики.
Ответ на первый, самый главный вопрос звучит так. Поскольку мы ничего не знаем , говорил Пиррон, то мы в том числе не знаем, что является хорошим, а что- плохим, чему следует радоваться, а чему-печалиться, а значит, не можем испытывать не положительных, ни отрицательных эмоций. Обыкновенный человек скажет себе по поводу какого-либо события: « Это плохо»- и расстроиться из-за него. Скептик же скажет: « Мне кажется, что это плохо, но ведь всего лишь кажется», как же он может расстроиться из-за этого события, если он даже не знает, какое оно на самом деле - плохое или хорошее? Это отсутствие позитивных и негативных эмоций, полную возмутимость души, безразличие ко всему происходящему греческие скептики называют атараксией. Она- то и является несомненным счастьем и результатом скептической философии. Если вокруг закипят страсти, начнутся катастрофы и станет рушиться мир, философу- скептику не будет до этого никакого дела, он сохранит полную невозмутимость, хотя бы ему даже и предстояло погибнуть вместе со всем мирозданием.
Киники.
Основателем кинической школы был философ Антисфен Афинский. Прежде всего он задает вопрос о препятствиях, которые мешают достижению счастья. Ведь прежде всего надо устранить то, что преграждает нам путь к нему.
Первой и самой главной помехой, по мнению Антисфена, является имущество или частная собственность. Имущество - корень всех человеческих зол. « Проклятая жажда золота», по выражению древних римлян, все пять тысяч лет человеческой истории толкала людей на преступления.
Вторым препятствием к достижению счастья является зависимость каждого из нас от стереотипов, правил, норм, навязанных нам обществом.
Тот кто выполнит эти требования, станет существом, живущим совершенно естественно, т.е. в полном согласии с природой, а так же предельно свободно и именно поэтому счастливо. Но такая жизнь подобна существованию животных, чего Антисфен нисколько не отрицал. Напротив, он подчеркивал, что животные, находясь в единстве с окружающим миром, живут необычайно просто, ничего не имея и никогда не стыдясь, не отчаиваясь, они не ведают наших страстей и свободны от наших страданий и поэтому всегда безмятежны и
беззаботны. За этот призыв уподобиться животным современники прозвали Антисфена и его последователей собаками (от греч. - « кюон»), поэтому школа и получила название кинической, а её представители были киниками (собачествующими философами). В латинском языке они стали называться циниками. Сейчас мы понимаем под этим словом наглеца, пренебрегающего нормами морали, но, как видим, современный смысл этого понятия слишком далек от его первоначального содержания. Кинизм - это философия, говорящая о совершенстве и гармонии природы и губительном несовершенстве цивилизации, призывающая вернуться к естественному состоянию и проповедующая аскетизм- ограничение потребностей и анархизм- полную личную свободу человека от всего навязанного ему извне.
Вопросы и задания.
1. Что такое эллинизация и эллинизм?
2. Прочему в эллинистической философии на первый план выдвинулась антропологическая проблематика?
3. В чем заключается сходство всех эллинистических философских учений? Раскройте содержания понятия « эвдемонизм».
4. Каковы основные идеи эпикурейского учения?
5. Почему' можно утверждать, что учение Эпикура об удовольствиях является скорее аскетизмом, нежели гедонизмом?.
6. Раскройте основные идеи философского учения стоиков. В чем заключается стоическое счастье?
7. Раскройте основные философские идеи скептицизма. Что представляет собой скептическое счастье? Чем отличается стоическая невозмутимость души от скептической?
8. Кто такие киники и что такое кинизм? Раскройте основные положения кинической философии.
9. Как Вы понимаете известное утверждение стоика Сенеки: « Сильнее всех тот, кто владеет самим собой».
10. Чье этическое учение: эпикурейское, стоическое, скептическое или
киническое - ближе лично Вам и почему?