Век просвещения
18 век вошел в историю под названием века Просвещения и в философском смысле завершил те идеи ,которые появились в эпоху Возрождения и развивались далее в XVII в. Просвещение было общеевропейским явлением, но более всего оно развернулось во Франции. Знаменитыми французскими просветителями были Ф.Вольтер, Ш.Монтескье, Ж-Ж. Руссо, Э. Кондильяк , Ж. Ламетри , Д.Дидро , П.Гольбах и др . Выделим наиболее общие и существенные черты их идейного наследия.
Для всех философов Просвещения главным объектом изучения был физический мир , или природа , которую, как они считали, можно понять и объяснить из нее самой, т.е. найти естественные причины всего существующего и происходящего , не прибегая к понятиям о потустороннем, таинственном и неведомом. Эта характерная черта мировоззрения просветителей называется натурализмом ( от лат. natura - природа). Самым же совершенным существом природы является по их мнению, человек. Человек вполне способен постичь окружающий мир и поставить его себе на службу. У познания нет границ: тайны вселенной должны открыться перед могуществом человеческого интеллекта.
Однако центральная мысль просветителей заключалась в следующем . Отчего люди живут плохо? Почему в человеческой истории невозможно найти бы хотя бы десяток безусловно счастливых лет , когда все процветали бы и не было бы вражды, насилия и несправедливости ? Все несчастья происходят оттого , утверждали философы ,что люди просто не знают , как жить хорошо , и поэтому живут плохо. Значит , для того чтобы исправить общественную жизнь , надо всего лишь показать всем ,как следует жить хорошо , просветить человеческое сознание , наполнить умы людей добрыми идеями, и тогда реальная жизнь станет справедливой и счастливой. Главная движущая сила прогресса и избавления от всех социальных бед усматривались в просвещении народа, в силу чего само это понятие и приобрело значительный смысл и заняло центральное место в духовной культуре XVII1 в.. Идеи, распространенные в умах полагали просветители, делают общественную жизнь счастливой или несчастливой , движут историю человечества. Это воззрение противостояло древнему и средневековому теологическому взгляду на исторические процессы: считалось , что главной единственной и скрытой причиной всего происходящего в истории является воля Бога , его замыслы и планы, а все люди - от раба до императора - всего лишь орудия их осуществления . Теперь же на место
божественных замыслов ставилось человеческое разумение : исторические события совершаются в силу тех или иных идей , поэтому новое понимание истории получило название идеалистического . Отныне считалось, что историю творит не Бог , но сами люди, однако делают это исходя из собственного произвола , ориентируясь на свои желания и мысли, совершают исторические события так ,как хотят, и поэтому исторические события
есть результат вполне сознательной и целенаправленной деятельности . А поскольку большим влиянием и властью пользуются монархи, полководцы , дипломаты и другие значительные люди , значит ,именно их желания и планы более всего влияют на ход общественной жизни , а история превращается поэтому в совокупность биографий выдающихся личностей . Более того , при таком понимании происходящих событий получается, что они случайны: ведь если бы не родился тот или иной значительный исторический деятель , все могло бы быть совсем иначе; или если бы некая мысль когда-либо не посетила чей-то выдающийся ум, то человечество ныне могло бы оказаться совсем не там, где находиться .Историю делают великие по собственному произволу и на свое усмотрение , считали просветители.
Просвещение не было однородным философским явлением . Просветители в своем подавляющем большинстве выступали защитниками
разума , науки и прогресса . Считали одной из основных задач t
человека покорение природы и увеличение его могущества .Однако один из известных французских философов -просветителей выдвинул противоположенные идеи. Это был Жан-Жак Руссо . Развитие разума и цивилизации , с точки зрения Ж.-Ж.Руссо , разрушило в человеке первоначальную гармонию , нарушило правильное отношение между потребностями и способностями, ослабило естественную мощь человека. Главная причина человеческих страданий - это раздвоенность человека , порожденная выпадением его из первоначального естественного(природного) и гармоничного состояния и превращением в разумное , цивилизованное , социальное существо. В этом своем состоянии человек раздваивается между своими возможностями и
желаниями , природной организацией и социальными учреждениями и т.д., т.е., говоря иначе , не принадлежит самому себе . « Сделайте человека вновь единым , - говорил Ж.-Ж.Руссо, - и вы сделаете его таким счастливым , каким он только может быть». «Все выходит прекрасным из рук Творца, все вырождается в руках человека» - это один из вечных философских сюжетов, который по-разному проявляется в различные эпохи . Вспомним, о совершенстве природы и несовершенстве человека как социального существа , говорили и китайские даосы , и греческие киники . Диоген , например , жил в бочке и призвал людей вернуться назад к природе , ибо движение вперед , по его мнению-это путь не в светлое будущее , а в бездну самоуничтожения .На вопрос Александра Македонского , что он может сделать для него , Диоген ответил: « Отойди и не загораживай мне солнце». Что он хотел этим сказать ? По всей видимости , следующее: « Ты воображаешь себя властелином мира , юный Александр , перед тобой трепещут народы и царства, ты прольешь реки крови и создашь необъятную империю. Но пройдет время , и твое могущественное царство рухнет, и все, с таким трудом тобой создаванное , пойдет прахом , и от дел твоих ничего не останется , ровно как и от тебя самого, твоего величия и славы. И после тебя по Земле пойдут еще тысячи таких же тщеславных Александров , которые так же превратятся в прах и тлен , а безмолвное яркое Солнце будет так же неспешно ходить по лазурному небосводу , освещая и согревая всех, как и миллионы лет до тебя , Александр, и миллионы- после. Что ты по сравнению с вечностью мира? Не бесконечно ли смешны и жалки твои честолюбивые планы и наивное сознание собственного иллюзорного величия? Неужели суетным , вздорным и мимолетным делам человеческим должны посвящать мы свои взоры и помыслы , а не вечной красоте и гармонии необъятного мироздания , простому естеству природы и человека? Так ,отойди же ничтожный царь Македонский , и не мешай мне смотреть на бескрайнее чистое небо и сияющее на нем Солнце» .
Все эти идеи , противопоставляющие природное и социокультурное и резко критикующее второе, не казались особенно серьезными и не имели широкого распространения ни на заре человеческой истории , ни в Новое время . Китайские даосы были довольно немногочисленными и во многом изолированным философским сообществом , над греческими киниками их сограждане и современники по преимуществу смеялись , Ж.-Ж. Руссо был единственным известным представителем французского Просвещения, который выступил против апологии разума , науки , прогресса ну и вообще культуры , антицивилизационные идеи Л.Н.Толстого вызывали удивление и раздражение у многих его современников. Однако ситуация значительно изменилась к настоящему времени. Пессимистических прогнозов будущего, которое ожидает человеческое общество, становиться все больше. Это ведь неудивительно , ведь сегодня мы не можем точно сказать , куда движется человечество - к просвещению и счастливому будущему или же к бездне самоуничтожения.
ВОПРОСЫ
1. Какую эпоху в философии называют просвещением? Каковы основные черты философии Просвещения?
2Какие надежды связывали философы XVII1 в. с просвещением человеческих умов?
3 что понимали просветители под движущими силами исторического процесса? 4 В чем заключаются достоинства и недостатки идеалистического понимания истории? 5. из курса Новой истории вспомните взгляды французских просветителей 18 В. Какую роль сыграли их идеи в подготовке Великой французской буржуазной революции 1789-1794 гг.?
6. Как вы думаете , какие идейные цели преследуют следующие рассуждения французского материалиста П. Гольбаха : « Религия повергает человечество на колени перед существом , не обладающим протяженностью и вместе с тем бесконечным и все наполняющим своей безмерностью ; перед существом всемогущем и никогда не выполняющим своих желаний; перед существом бесконечно добрым и возбуждающим одно недовольство; перед существом , стремящимся к гармонии и всюду сеющим раздоры и беспорядок. Пусть же кто-нибудь попробует разгадать, что такое бог богослов?»
7. Прочитав следующее рассуждение известного французского просветителя Ж.-Ж.Руссо , определите, в чем он видит главный источник общественных несчастий и как предлагает усовершенствовать социальную жизнь: « Первый , кто напал на мысль , огородив участок земли , сказал: «Это мое» - и нашел людей , достаточно простодушных , чтобы этому поверить , был подлинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений , войн и убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы род человеческий тот, кто выдернув колья и засыпав ров , кинул бы своим ближним «Не слушайте лучше этого обманщика , вы погибли , если способны забыть ,что плоды земные принадлежат всем , а земля - никому!»
8. В чем философские идеи Ж.-Ж.Руссо резко расходятся со взглядами других представителей французского Просвещения? В чем заключаются близость его воззрений с идеями китайского даосизма , греческого кинизма и философскими идеями Л.Н. Толстого?
9. Ж.-Ж.Руссо считал, что в человеке чувства важнее разума. Он был не только философом , но и выдающимся писателем, основателем одного из крупных течений в европейской культуре и художественной литературе XVII1 в. Попытайтесь определить , какому из направлений литературы имел отношение Руссо: к романтизму, к классицизму, к сентиментализму или реализму.