Admin Admin
Сообщения : 21 Дата регистрации : 2013-09-25
| Тема: Аристотель. Пт Окт 11, 2013 8:46 am | |
| Родился в 384г. до н.э., Стагира, во Франции. Умер 322г. до н.э., Халкида, на Эвбее. Главные идеи: - Идеи не имеют независимого существования вне ума, но существуют в вещах. - Субстанции вещей являются сочетанием формы и материи. - Тело и душа соединяются, как материя и форма. - Мир существует вечно, и движение всех вещей- непрекращающееся движение. Самый выдающийся ученик и серьезный соперник Платона, Аристотель в средние века назывался просто Философом и до сих пор считается многими, наиболее выдающимся философом всех времен, как ввиду его глубоких прозрений в области фундаментальных философских проблем познания и бытия, так и ввиду энциклопедической широты его творчества. Аристотель считается основоположником теоретической формальной логики . Он снабдил мир продуманной до мельчайших деталей системой форм и правил научного мышления. В логических трактатах излагаются модели силлогического законодательства (от общего к частному), выявляя и опровергая логические ошибки, описывая фундаментальные категории, используемые для распознавания и описания всех вещей, такие как сущность, количество, качество, отношение. Аристотель признает существование идеи, или форм, - универсалий, но утверждает, что универсалии существуют в единичных вещах и никогда – отдельно от них. Аристотель видоизменил теорию Платона. Аристотель доказывает, что реальное существование имеют как форма, так и материя. Все вещи – это материя, преобразованная идеальными сущностями – формами. В любой вещи есть и материя, и форма, а их нерасторжимое единство и является этой вещью. Если в учении Платона мир идей и мир вещей существуют отдельно друг от друга, то по воззрению Аристотеля, мир форм и мир материи образуют одно целое, которым и является все нас окружающее. Однако решающая роль в «существующем» принадлежит именно формам. Без них материя ничто, они приводят ее к состоянию мировой гармонии. Нет материи вне и помимо формы, как нет и формы без материи. И только одна единственная форма существует сама по себе, ни от чего не зависит. Например: форма лошади (или идея лошади по Платону) вселяется в бесформенный кусок материи и появляется телесная, конкретная лошадь, которую мы видим перед собой. Здесь можно провести аналогию. Допустим, мы имеем кусок пластилина, но в нашем сознании есть образ, например, дерева. Если мы этот свой умственный образ перенесем в кусок пластилина, то бесформенный кусок пластилина превратится в дерево, у которого есть ствол, ветви и т. д. Пока материал был бесформенным, мы ничего не могли о нем сказать, он был ничем. Но, наделенный с помощью наших рук и сознания некоей формой, он превратился в вещь, о которой теперь можно что-то говорить. Иначе понимал Аристотель взаимодействие материального и идеального. Поэтому его теория познания была несколько иной, чем у Платона. Платон считал ненужным изучение вещей окружающего мира, так как они всего лишь тени, а познавательная задача, по его мнению, заключается в выведении знания из человеческого ума, в котором оно (знание) уже изначально содержится. Аристотель же утверждает, что знание выводится не из ума, а из изучения окружающей действительности. Познание должно состоять в исследовании внешнего мира, накоплении фактов: только через исследования отдельных вещей мы можем прийти к постижению формы, их определяющей. Аристотель поднял философию на новый , более научный уровень эмпирического (опытного) наблюдения, начало которому положили ионийские или милетские философы – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Если античность философом «по преимуществу» считала Платона, то для средневековых философов и теологов с XIII по XVII века Философом был именно Аристотель.
| |
|