Admin Admin
Сообщения : 21 Дата регистрации : 2013-09-25
| Тема: Русская религиозная философия. Пт Окт 11, 2013 9:03 am | |
| Русская религиозная философия.
Религиозная философия присутствует практически "во всей истории отечественной мысли. Ее расцвет пришелся на конец XIX и начало XX вв., когда религиозная философия развивалась в качестве своеобразной альтернативы по отношению к философии Запада с ее культом научного разума и техники, духом антропоцентризма и прагматизма. Духовным источником русской религиозной философии явилось православие как специфический духовный и жизненный уклад, а в центре ее внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними. Эта философия носит всеохватный характер. В ней с религиозных позиций были осмыслены такие проблемы, как природа человека, его свобода, смерть и бессмертие, гуманизм и его кризис, смысл человеческой истории, ряд важных социальных вопросов. Центральная фигура во всей русской религиозной философии XIX в. — В. С. Соловьев, сын известного русского историка. В своих произведениях («Оправдание добра», «Смысл любви», «Духовные основы жизни») он излагал «философию всеединства». Творчество Соловьева называют иногда «философией любви», поскольку любовь рассматривалась им в качестве животворящего принципа всего мироздания и его бытия. Исходной и основной идеей философии Соловьева является идея всеединства, или мировой гармонии. Эта идея имеет космическое значение, поскольку охватывает все сферы и проявления мироздания. Окружающий человека мир иерархичен. в нем низшее и высшее взаимосвязаны. Он пронизан высшим божественным началом и предстает на деле как творение Божье, единство Истины, Добра и Красоты. Бог — это некий космический Разум, организующая сила мира. Будучи создан своим Творцом, мир тем не менее не завершен, не застыл в своем движении. Он динамичен и непрерывно развивается, неся в себе внутреннее активное начало, или мировую душу. Она является носителем идеи и принципа всеединства Божественная идея всеединства названа Соловьевым мудростью, или Софией. Она есть как бы душа мира, связывающая воедино Творца и его творения, природу и человечество. В обществе единство всех людей существует в форме православной церкви. Она сближает людей и активно способствует складыванию «царства Божьего» на земле. Целью истории является соединение человека с Богом и становление богочеловечества. Символом этого единения является фигура Иисуса Христа, сына Божьего в образе человека. Идеалом общественного устройства Соловьев считал свободную теократию как единство «вселенской» церкви и монархии. Философ верил, что в таком состоянии общества будут сполна реализованы идеалы добра и красоты, справедливости и мира, произойдет соединение власти светской и духовной. В. С. Соловьев подчеркивал мысль о свободе и бессмертии человека, его высоком космическом призвании. По убеждению философа, человек призван соединять и «небо» и «землю», все части мира в единое и гармоничное целое. Мировая гармония возможна с помощью любви, взаимного стремления всех живых существ друг к другу, людей — к Богу. Человеку свыше предназначено собирать всех живых тварей воедино и созидать цельный и стройный мир. Путь к мировой гармонии лежит не через насилие, а веру, любовь и согласие, милосердие ко всему живому. Любовь создает нового человека, формирует в нем высокие духовные качества. На деле любовь всегда означает творение Добра, сохранение жизни во всех ее проявлениях. Любовь — это бескорыстное служение другим людям, самопожертвование. Творение Добра любовью должно стать общим делом, касающимся каждого человека. Ярким и многогранным явлением в русской религиозной философии была фигура Н. А. Бердяева. Ряд его крупных трудов («Философия свободы», «Философия свободного духа», «Смысл творчества» и др.) оставил заметный след в истории мировой философской мысли. Вся философия Бердяева, по его словам, антропологична. Она непосредственно обращена к проблемам духовности, свободы и творчества, смысла жизни и призвания человека. Тему человека Бердяев рассматривал с позиций христианского модернизма, т.е. обновленного христианского вероучения. Русский философ подчеркивал активность природы человека, его возможность и способность обретать свое бессмертие путем преображения окружающего мира и самого себя в нем. Человек является носителем высоких духовных качеств — религиозных, нравственных, эстетических и иных. Он представляет собой как бы точку, в которой пересекаются два мира — земной и божественный, низший и высший. Человек — это «малый бог», активный соучастник божественного миротворения . Одним из важнейших понятий философии Бердяева является понятие творчества, которое раскрывает фундаментальное свойство человека — способность к активной деятельности в окружающем мире. Творчество представляет собой направленность человека к более совершенному бытию, созидание новизны в нем. Способность к этому укоренена в человеке, идет от его духовности и является ответом на призыв Бога к человеку. Соответственно, свобода человека также проистекает изнутри, от его духовности. Подлинная творческая свобода на деле всегда означает не только созидание новизны в мире, но и формирование личности. Свобода всегда духовна по своему происхождению и носит индивидуальный характер. Делая акцент на раскрытии творческой свободы человека, Бердяев тем самым как бы оправдывал человека. Он подчеркивал его особое призвание в мире — участвовать в процессах дальнейшего творения мира. Сохранение мира от смертоносной власти времени, защита от Зла, — в этом и должен состоять подлинный смысл жизни человека. К числу самых лучших моментов философии Бердяева относится характеристика им XX столетия. Русский мыслитель расценивал это время как анти человечную эпоху, поскольку здесь происходит «эрозия гуманизма» и «истребление духовности». В этом веке создан огромный технический мир, и человек становится космиургом, мощной космической силой с колоссальным потенциалом энергии. Однако техника разрушает человека, опустошает его душевный и эмоциональный мир, уничтожает ин¬дивидуальность. К сожалению, в наше время вещь нередко становится выше и ценнее человека. Размышляя об этом, Бердяев заметил, что может наступить такой момент, когда человек просто перестанет существовать в качестве человека. Н.А.Бердяев известен также и как глубокий исследователь «русской души», т.е. национального самосознания. Определение им России как великого и цельного «Востоко-Запада» имеет большое познавательное значение. Значительное место в его творчестве занимала тема русской интеллигенции, класса «искателей» Правды и жертвенников. Глубоки, точны и интересны рассуждения Бердяева об истоках и природе русского коммунизма, о социальных революциях как аномалиях в развитии общества. Личность этого мыслителя, «русского Гегеля», является одной из самых ярких и вместе с тем трагичных в истории мировой и отечественной философии.
| |
|